Проблемы высшего образования в России
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Тема статьи проблемы высшего образования в России уже избита вдоль и поперек, но статьи на эту тему пишут люди, которые давно закончили ВУЗы, знают о ситуации в ВУЗах только со стороны – из рассказов детей или из новостей, я же хочу предложить статью от лица человека, не так давно получившего первое высшее образование и получающего сейчас второе высшее. Иными словами, данная статья не будет основываться на каких-то статистических данных, а просто будет рассказ студента для школьников и студентов о том, что лично мне кажется неправильным в системе высшего образования.
Проблемы высшего образования в России глазами студента
Разумеется, мой взгляд на высшее образование не может охватить все проблемы, всю страну и прочее, но я надеюсь на то, что смогу в статье перечислить основные проблемы. Наверное, лучше будет это всё сделать в виде списка:
- Устаревшая литература и оборудование. Если литература по высшей математике может использоваться десятилетиями, поскольку ничего особо нового там придумать не получается, а если получается, то редкому студенту это пригодится, то использование литературы по, например, юриспруденции даже 5 летней давности может сильно повредить процессу обучения и дать студентам неактуальные и устаревшие знания.
Что касается оборудования – это вообще страшное дело. Никогда не забуду, как нас учили программировать на русском варианте assembler’a, было это уже в текущем десятилетии. А было это вызвано тем, что преподавателю нужно было прочитать материал и заставить нас выполнить лабораторные работы на каком-то адовом аппарате. Ну ничего, выполнили, хоть ругались долго и много. При этом не надо думать, что я вещаю из деревни, нет, нормальные языки программирования, такие как C++, C#, SQL нами изучались.
- Профессорско-преподавательский состав. Я ни в коем случае не хочу сказать, что все преподаватели плохие или большинство плохие, нет. Но есть такие преподаватели которые либо пришли в аспирантуру и теперь преподают для того, чтобы заработать денег и/или спрятаться от армии (аспирантов в армию не берут), причем преподают они плохо, сами не знают о чём и знаниями такие занятия не грозят. Вторая категория преподавателей, которые преподают бесполезные вещи – это пожилые профессора, читающие давным-давно устаревший материал.
Радует только то, что в нормальных ВУЗах большинство преподавателей вполне адекватны. Зачастую помимо преподавательской деятельности занимаются тем, о чём рассказывают студентам, или хотя бы искренне заинтересованы в том, чем они занимаются и не забывают следить за новыми веяниями в вопросе.
- Отсутствие реальной практики для студентов. Несмотря на то, что в большинстве ВУЗов практику необходимо проходить, зачастую проходят её кое-как. Могут или просто проставить печати и подписи в фирме знакомого или пройти в ВУЗе, что никак с производством, экономикой или юриспруденцией не связано.
- Как следствие реальной практики отсутствие реальных знаний, которые будут нужны на работе. Это является одним из факторов, которые не позволяют студентам устроиться на работу сразу после ВУЗа, а уж тем более по специальности. Подробнее об этом можно почитать в новости под заголовком почему выпускники ВУЗов не могут найти работу.
- Отсутствие научной работы. Возможно кому-то научная работа и совсем не интересна, но есть студенты, которые были совсем не против погрузиться в научно-исследовательскую работу.
- Болонская система. Возможно, система с разделением специалитета на бакалавриат и магистратуру имеет какие-то плюсы. Но в нашей стране получилось так, что обязали ВСЕ ВУЗы перейти на болонскую систему. При этом учебная литература подготовлена не была, преподавались всё те же предметы, только в скомканном виде. Возможно сейчас всё и во всех ВУЗах уже отлажено, но сколько времени прошло? 7 лет, если я не ошибаюсь.
Да и зачем всех обязывать переходить на болонскую систему? Возможно, стоило дать ВУЗам выбор, а они бы сами решали что должно быть в рамках бакалавриата и магистратуры, а что лучше оставить в рамках привычного специалитета.
- Платное обучение, которое так не нравится очень многим авторам статей. Якобы платное обучение не даёт способным ученикам, не имеющим богатых родителей получить высшее образование. Это повторяется много где и кем, но я хочу сказать о том, что как раз-таки способные ученики могут поступить на бюджет. Как это происходит можете прочитать в статье ЕГЭ – возможность поступить для всех.
Вот такие минусы мне удалось припомнить, возможно многое упустил, если есть желание, можете дописать в комментариях. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru
Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся