Изменения в российском образовании 2021
Содержание:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Статья изменения в российском образовании будет очень немаленькой, поскольку охватить нужно будет и школьное образование и высшее образование. И поскольку я прекрасно понимаю, что большие статьи в настоящее время никто читать не любит, а информация будет действительно полезной, я разобью эту статью на два пункта. В первом расскажу про изменения в школьном образовании, а во втором уже про изменения в высшем образовании. Что меня радует, так это то, что запрос изменения в российском образовании остается популярным всегда, хотя сейчас наблюдается определенный всплеск интереса к этому вопросу. А если так, то пора уже переходить к делу.
Изменения в российском образовании на уровне школы
На уровне школы изменений столько, что можно писать и писать часами, но я постараюсь быт краток. Краток настолько, насколько это возможно. Хотя, учитывая количество изменений, кратким остаться будет тяжело. И при этом я не буду писать про ЕГЭ и поступление, об этом уже были статьи, и они доступны по ссылкам.
Для начала я напишу о том, что действительно важно и понятно школьникам и их родителям. А важно и понятно две вещи – изменение приоритета учебных дисциплин и увеличение цифровизации в образовании.
Начать рассматривать изменения в российском образовании целесообразно с изменения приоритета учебных дисциплин. Наверняка многие где-то как-то краем глаза слышали о том, что теперь упор будет делаться на информатику и математику. И это меня радует.
Радует это меня по той причине, что наши вечно отстающие регионы западной окраины, где расположены в том числе две наши столицы, наконец-то рискуют догнать Сибирь нулевых и лохматых годов. И я говорю об этом абсолютно серьезно. Читая разного рода блоги я с удивлением узнаю, что сейчас могут преподавать информатику по одному часу в неделю. Повторяю, 1 (число прописью – один) час в неделю!
Я в школе учился в тех самых нулевых и лохматых, и у меня в неделю было 6 часов информатики и 8 часов математики. Причем начиналось это не в 10 или 11 классе, а раньше и потому я всеми руками за увеличение часов информатики и математик в школах. Я вообще считаю, что гуманитариев должно быть меньше, сильно меньше.
Далее идет не столь приятная тема – увеличение цифровизации в образовании. Я понимаю, что обучение, благодаря коронавирусу, претерпело немалые изменения и была проделана очень большая работа над тем, чтобы и коронавирус не так быстро распространялся, но и обучение осталось на более-менее достойном уровне.
И, конечно, диванные ихсперты всегда смогут доказать, что образование стало хуже или даже лучше, но дело-то не в этом. В первую очередь важно то, что коронавирус заставил шевелиться наши власти и программистов, в результате чего образовательный процесс не остановился, а продолжился. И, по словам многих власть имущих граждан, близких к образовательному процессу наработки необходимо оставлять и далее.
И вот здесь уже не совсем понятно, куда заведет образование этот крутой поворот в сторону цифровизации образования. Изменения в российском образовании, конечно, могут быть и полезными, даже цифровизация. Но у нас веди всегда могут перегнуть палку и закрыть школы, посадив всех школьников дома учиться с помощью ПК или даже смартфонов.
Но это совсем уж грустный сценарий и нас уверяют, что Цифровая образовательная среда, конечно, хороша, но она не будет заменой привычного очного образования. Хочется верить, что обучение перейдет на качественно иной уровень и ЦОС в этом поможет, но может быть всякое, может уровень образования, наоборот, упасть куда-нибудь очень низко.
В общем, если поворот в сторону информатики и математики меня радовал, то цифровизация образования как-то напрягает и заставляет задуматься. Хотя, у меня всю жизнь выводы получаются какими-то если и не черными, то темно-серыми, так что каждый может сделать свои выводы и найти минусы там, где я вижу плюсы и наоборот.
Далее про изменения в российском образовании на уровне школы я будут говорить действительно кратко, в виде списка:
1. воспитательная работа.
Теперь во всех школах должна проводиться воспитательная работа на новом, доселе невиданном уровне. Причем эта воспитательная работа будет направлена на привитие патриотизма учащимся во всех школах. И дополнительно в каждой школе будут воспитывать ещё какие-то определенные качества. Как будет проходить выбор в какой школе что воспитывать я не понял, но это, видимо, издержки моей способности понимать;
2. новые ФГОС.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты были разработаны ещё в 2019 году. Но потом их увидели люди, которые знают, что такое обучение не понаслышке, а действительно работают учителями и постоянно сталкиваются со школьниками. Так вот, практикующие педагоги раскритиковали новый ФГОС и его пришлось дорабатывать на протяжении двух лет. Сейчас надежда есть на то, что ФГОС действительно будут лучше, чем старые;
3. переаттестация педагогов.
Для того, чтобы учителям жизнь раем не казалась, их всех поголовно отправят на переаттестацию, да ещё и по новым правилам. Новые правила аттестации описываются какой-то сложной абревиатурой, которую я не запомнил, но дело ведь не в этом. Интереснее то, что теперь будут добавлены новые категории и повысить категорию можно будет после добровольного прохождения аттестации.
На этом пункт статьи под названием изменения в российском образовании на уровне школы я завершаю. Так и хочется сказать, что если бы не коронавирус, то обучение оставалось бы на прежнем уровне, а теперь есть шанс на то, что образование подвинется в какую-то сторону, возможно даже в сторону улучшения.
Изменения в российском образовании на уровне университетов
На уровне университетов, институтов и академий изменения в российском образовании очень похожи на те, которые присутствуют в образовании школьном. Здесь тоже хотят повернуть в сторону математики и информатики, а также дополнить очное образование цифровым.
Но если в школах образование все еще остается востребованным и даже более того обязательным, то с высшим образованием всё сложнее. В 2021 году поступать в ВУЗы собирается вдвое меньше абитуриентов, чем в 2010. И такое уменьшение числа обучающихся может привести только к негативным последствиям.
Во-первых, университеты не наберут необходимое количество студентов и в результате начнется самая настоящая чехарда с ВУЗами. Какие-то из ВУЗов могут просто целиком закрыть, в каких-то могут закрыть отдельные филиалы, какие-то ВУЗы могут объединить с другими, да много что могут придумать и хорошего здесь ничего не будет.
Во-вторых, из-за того, что университеты будут стоять практически пустыми, содержать такое количество преподавателей, а тем более платить им деньги будет нецелесообразно. И потому преподаватели рискуют остаться без работы. Очень большое количество преподавателей.
В-третьих, поворот в сторону цифровизации образования может привести к тому, что ВУЗы даже те, которые набрали достаточно студентов, перейдут на дистанционное обучение. Причем будет сказано, что это всё сделано исключительно из-за заботы о студентах и преподавателях, якобы дистанционное обучение ничем не хуже очного, да ещё и здоровье бережет.
Насчет закрытия отдельных филиалов я узнал от знакомого преподавателя, который вовремя успел уволиться с работы преподавателем и найти другую работу. И в новостях о закрытии отдельных филиалов ВУЗов можно найти очень немало информации. И что же, перончик тронулся? Коронавирус закрывает наши университеты отдельными филиалами или даже целиком?
Вот что-то мне подсказывает, что коронавирус является просто хорошим поводом для уменьшения затрат на высшее образование в стране. Ведь можно просто перевести всех на дистанционное обучение и сэкономить огромные деньги, которые раньше тратились на содержание университетов, корпусов, общежитий и так далее.
Помимо того, что в университеты желают поступить все меньше и меньше абитуриентов, так ещё и выпускники в 47% случаев либо работают не по специальности, либо вообще официально нигде не работают. Ну и зачем в таком случае содержать такое количество университетов, преподавателей и обслуживающего персонала? Незачем.
Такие рассуждения посетили не только лишь мою голову, но и голову уважаемого философа, который рассказал о том, о чем я думал давненько, но вроде бы не писал.
После такого сокращения высших учебных заведений может получиться ситуация, в которой университеты сократят слишком старательно. И для всех желающих получить высшее образование мест просто не хватит, потому высшее образование станет считаться элитным и доступным лишь самым обеспеченным гражданам страны.
А если что-то является элитным, то оно должно быть платным. И лучше весьма дорогим, чтобы университеты не просто были самоокупаемыми, а приносили хорошие деньги в бюджет страны.
И это ведь не конец. На месте никому ненужных университетов могут открыть очень нужные всем торгово-развлекательные центры для того, чтобы даже закрытые университеты приносили деньги не только в бюджет, но и отдельным сильно оборотистым гражданам нашей страны.
И можно было бы считать это мыслями старика, больного деменцией и видящих кругом одних только врагов, но тут немного не получается. Я всё ещё беру мысли из высказываний господина Тахтамышева, доктора философских наук.
И он считает, что руководству нашей страны образование для всего населения не требуется, поскольку руководство ориентировано на запад. И эти прозападные настроения действительно могут привести к тому, что университеты станут прерогативой отдельных приближенных к власти граждан.
А развернуть прозападные настроения в сторону страны вряд ли в обозримом будущем получится. И потому гадать что же будет дальше уже становится немного страшно. Но изменения в российском образовании вряд ли смогут кого-то порадовать. В смысле кого-то из простых людей.
Ладно, чем дальше, тем страшнее все идет, потому пора заканчивать статью. Как можно видеть, большинство изменений имеют под собой одну и туже основу, а именно коронавирус и дистанционное обучение, которое было сделано для победы над этим заболеванием. Но во что это выльется пока понять сложно.
Будем надеяться на то, что выльется в серьезное улучшение нашего образования. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru
За репост статьи в социальную сеть +5 в карму, за оставленный комментарий про то, что Вы думаете про возможность фактической отмены высшего образования -10 к моим рассуждениям.
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.