Проблемы высшего образования в России

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Тема статьи проблемы высшего образования в России уже избита вдоль и поперек, но статьи на эту тему пишут люди, которые давно закончили ВУЗы, знают о ситуации в ВУЗах только со стороны – из рассказов детей или из новостей, я же хочу предложить статью от лица человека, не так давно получившего первое высшее образование и получающего сейчас второе высшее. Иными словами, данная статья не будет основываться на каких-то статистических данных, а просто будет рассказ студента для школьников и студентов о том, что лично мне кажется неправильным в системе высшего образования.

Проблемы высшего образования в России глазами студента

Разумеется, мой взгляд на высшее образование не может охватить все проблемы, всю страну и прочее, но я надеюсь на то, что смогу в статье перечислить основные проблемы. Наверное, лучше будет это всё сделать в виде списка:

  1. Устаревшая литература и оборудование. Если литература по высшей математике может использоваться десятилетиями, поскольку ничего особо нового там придумать не получается, а если получается, то редкому студенту это пригодится, то использование литературы по, например, юриспруденции даже 5 летней давности может сильно повредить процессу обучения и дать студентам неактуальные и устаревшие знания.

    проблемы высшего образования в России, высшее образование
    Устаревшая литература, хотя на учебник, конечно не похоже

Что касается оборудования – это вообще страшное дело. Никогда не забуду, как нас учили программировать на русском варианте assembler’a, было это уже в текущем десятилетии. А было это вызвано тем, что преподавателю нужно было прочитать материал и заставить нас выполнить лабораторные работы на каком-то адовом аппарате. Ну ничего, выполнили, хоть ругались долго и много. При этом не надо думать, что я вещаю из деревни, нет, нормальные языки программирования, такие как C++, C#, SQL нами изучались.

  1. Профессорско-преподавательский состав. Я ни в коем случае не хочу сказать, что все преподаватели плохие или большинство плохие, нет. Но есть такие преподаватели которые либо пришли в аспирантуру и теперь преподают для того, чтобы заработать денег и/или спрятаться от армии (аспирантов в армию не берут), причем преподают они плохо, сами не знают о чём и знаниями такие занятия не грозят. Вторая категория преподавателей, которые преподают бесполезные вещи – это пожилые профессора, читающие давным-давно устаревший материал.

Радует только то, что в нормальных ВУЗах большинство преподавателей вполне адекватны. Зачастую помимо преподавательской деятельности занимаются тем, о чём рассказывают студентам,  или хотя бы искренне заинтересованы в том, чем они занимаются и не забывают следить за новыми веяниями в вопросе.

  1. Отсутствие реальной практики для студентов. Несмотря на то, что в большинстве ВУЗов практику необходимо проходить, зачастую проходят её кое-как. Могут или просто проставить печати и подписи в фирме знакомого или пройти в ВУЗе, что никак с производством, экономикой или юриспруденцией не связано.
  2. Как следствие реальной практики отсутствие реальных знаний, которые будут нужны на работе. Это является одним из факторов, которые не позволяют студентам устроиться на работу сразу после ВУЗа, а уж тем более по специальности. Подробнее об этом можно почитать в новости под заголовком почему выпускники ВУЗов не могут найти работу.
  3. Отсутствие научной работы. Возможно кому-то научная работа и совсем не интересна, но есть студенты, которые были совсем не против погрузиться в научно-исследовательскую работу.
  4. Болонская система. Возможно, система с разделением специалитета на бакалавриат и магистратуру имеет какие-то плюсы. Но в нашей стране получилось так, что обязали ВСЕ ВУЗы перейти на болонскую систему. При этом учебная литература подготовлена не была, преподавались всё те же предметы, только в скомканном виде. Возможно сейчас всё и во всех ВУЗах уже отлажено, но сколько времени прошло? 7 лет, если я не ошибаюсь.

Да и зачем всех обязывать переходить на болонскую систему? Возможно, стоило дать ВУЗам выбор, а они бы сами решали что должно быть в рамках бакалавриата и магистратуры, а что лучше оставить в рамках привычного специалитета.

  1. Платное обучение, которое так не нравится очень многим авторам статей. Якобы платное обучение не даёт способным ученикам, не имеющим богатых родителей получить высшее образование. Это повторяется много где и кем, но я хочу сказать о том, что как раз-таки способные ученики могут поступить на бюджет. Как это происходит можете прочитать в статье ЕГЭ – возможность поступить для всех.

 

Вот такие минусы мне удалось припомнить, возможно многое упустил, если есть желание, можете дописать в комментариях. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru

 

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

 

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся

(Visited 340 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *